Роман Левичев (RV3MA) RRC#104
Туристы со всего света стремятся появится в различных точках планеты:на зависть друзьям и близким. Во все времена посетить 7 чудес света почиталось во всем мире, но в последнее время появилось еще одно место паломничества для особо искушенных туристов - Северный Полюс. С начала века он притягивает многих людей как стрелку компаса. Пешком, на собачьих упряжках пытались покорить Северный Полюс. Сейчас самый удобный способ- воздушным путем. На расстоянии около 100 километров от географического полюса строится ледовый аэродром, разворачивается лагерь с максимально возможными удобствами для жилья. Прилетающих туристов размещают в лагере и предоставляют возможность достичь 90-ой параллели доступными средствами в зависимости от желания. Многие идут пешком на лыжах, других доставляют вертолетом или десантируют самолетом. Радистом на строительство такого аэродрома я и был приглашен компанией "Парашютный мир", во время проведения экспедиции, приуроченной к 70-летию полярной авиации и 50-летию первого парашютного прыжка на Северный Полюс. Много лет подряд путь на север лежал через Хатангу, но в этом году компания решила идти другим путем - через Мурманск и построить ледовый аэродром своими силами, закупив необходимое оборудование. Занимаясь подготовкой оборудования в Москве, старался по мере возможности появляться в эфире. В основном удавалось работать с коллективки RZ3AZO и из дома Елены (RV3ACA) после скеда с женой Ольгой (UA3MIA) немного поработать на 80 метров. В Москве встретился с Валерием (RW3GW), который договорился о предоставлении мне для работы с полюса антенны CUSHCRAFT R5 и усилителя на двух лампах ГИ-7Б, а самое главное - позывного сигнала R3RRC/0. В Ярославской ГИЭ мне выдали позывной RV3MA/0. Совместно с Валерой решили, что сначала я буду работать своим позывным, а во время десантирования на географический северный полюс - R3RRC/0, за радиосвязь с которым будет выдаваться памятная плакетка, посвященная 90-летию покорения Северного Полюса Робертом Пири, 70-летию полярной авиации и 50-летию первого парашютного прыжка на Северном Полюсе. QSL-MGR для R3RRC/0 будет Валера (RW3GW), а для меня - Елена (RV3ACA), обеспечившие информационную поддержку экспедиции в INTERNETе и по эфиру.
До встречи в декабре с Южного Полюса!
Выезд из Москвы назначили на 5 апреля. Провожали меня Елена (RV3ACA) и Алексей (UA3BT). Получив кучу напутствий и советов, сажусь в поезд №176 - Москва-Воркута. Путешествие начинается.
Основное оборудование было отправлено в Воркуту заранее. С собой я взял только носимую радиостанцию "Гранит", с которой и работал из поезда на 144 МГц. В каждом городе на 144 ребята делились со мной впечатлениями о прошедшей конференции СРР, дальнейшей судьбе радиолюбительства в России и желали удачной работы в экспедиции. Постепенно продвигаясь к северу, были заметны изменения в природе: густые леса сменились редкой растительностью вечной мерзлоты. Снег лежал все выше, а температура становилась все ниже.
7 апреля прибыли в Воркуту. С вокзала сразу поехали на аэродром и до вечера загружали оборудование в 2 самолета АН-26. Разместившись в гостинице, по телефону, а затем на УКВ удалось связаться и поговорить с воркутинскими радиолюбителями. Утро 8-го встретило хорошей погодой, и в 8 утра мы вылетели на остров Средний, где по плану нас ждали два вертолета МИ-8. Но природа решила испортиться в самый последний момент, и, не долетев до Среднего 300 км, получили отказ в посадке. Пришлось разворачиваться и лететь обратно. Погода испортилась не только на Северной Земле: один самолет пришлось посадить на Диксоне, а второй, где находился и я, за сотни километров - в Амдерме. Ожидать летной погоды остановились на пограничной заставе. Ребята оказались очень гостеприимными, как полагается накормили и разместили нас на ночлег.
Через работающего в Амдреме земляка UA3MEE выхожу на известную коллективу RK1PWA. Уговорив начальника заставы, на УАЗике еду к Николаю- начальнику RK1PWA и до утра остаюсь у него. а разговорами пьем чай, и Николай показывает свою коллекцию QSL-карточек. Николай рассказывает мне о природе в Амдерме, летней рыбалке и охоте, не минуя и грустную тему - люди с Севера уезжают, бросают дома и квартиры и перебираются по ближе к цивилизации. За последние несколько лет население Амдермы с 15 тысяч уменьшилось до 700 человек. Всюду стоят брошенные дома, даже пятиэтажки. Картина очень печальная.
Утром 9-го дали добро на вылет. Фотографируемся с Николаем на память, за что получаем нарекания суеверных пилотов: фотографироваться перед полетом - плохая примета. Но опасения пилотов напрасны. И в 11:45 мы благополучно приземляемся на Северной Земле. Остров Средний встретил морозом -21o С и ослепительным солнцем, круглосуточно кружившим над горизонтом. Пока идет загрузка вертолетов, иду к местным радистам. В рубке стоит FT-900CAT. Вызываю RE0RAS на 14.292. Слышимость изумительная - 59, 59 и мне. Затем ищу московских радиолюбителей. На 21 МГц нахожу Сергея (UA3AGS), но у него нет телефона. Пока я перестраиваюсь на 14 МГц RE0RAS по эфире, а UA3AGS на 144 МГц находят RA3AFO, Юрия, и UA3AIU, Германа, которые помогают мне передать информацию по телефону. Вылет на полюс опять задерживается до понедельника 12 апреля. У нас 2 дня на изучение местных достопримечательностей и адаптацию к круглосуточному дню. На заставе располагаемся в спортзале, нам устанавливают койки, договариваемся о питании в местной столовой. Я устанавливаю диполь на 14 МГц на высоте около 10 метров над землей, подключаю FT-840 и "пробегаюсь" по диапазону. Ни треска помех, ни шума - чистый, нежный шорох эфира. В тысячах километров от фабрик и заводов не слышно никаких помех. Чистые и ясные сигналы радиостанций разборчивы даже при очень слабом уровне. Определяю координаты по GPS 79o 31'N и 91o 08'E. Первое QSO с UA3MNQ, Алексеем из Ярославля. Рапорт 59/59. Рассказываю о дороге, встречах и планах. Далее провожу QSO с RK3QWX, UA9VI, UA3BT. Убедившись, что аппаратура работает нормально, иду в телеграфный участок и даю общий вызов. "Здесь остров Средний, RV3MA/0, IOTA AS-042, RRC RR-07-02". Сразу наваливается Европа - YL2UZ, OK1KW, S59DXX, I3VPO и т.д. Всех слышу на 599, на S-метр даже не смотрю. После 18Z темп нарастает до 3-4 QSO в минуту. Сквозь шквал европейских станций громогласно пробиваются KR1G, JH1MDJ, VE1MF, WB8E, K8CW, JA8BNP. Громко идут UA3AA, RA3NC, UA2BD, UA3FO.
10 апреля наконец связываюсь с R1FJL, Вячеславом, ожидавшем меня в эфире уже несколько дней. Объясняю ему причины задержек и договариваюсь о ежедневных скедах. После 7GMT в CW участке снова оживление. Наших станций уже много - в России день. Но стоит мне появится в DX-кластере - Европа сразу реагирует pile-upом. За первый утренний час 116 QSO. К сожалению, постоянно работать в эфире и поддерживать темп не было возможности. После 15Z иду в SSB на 14.260. Все идут с хорошими уровнями - SP6KEP, I2YBC, EA4MY, DF5WA, подходит DL6ZFG - координатор клуба RRC в Германии - успеваем перекинуться парой слов: ждет много станций. Снова перерыв до 2 часов ночи. Выспавшись и отдохнув, снова на 14.260 - и уже Америка зовет без перерыва - PR7CPK, W4YO, K8TAH, N7RO, KK9M и т.д. Утром иду в CW. Там меня вылавливает Иван, UA6MF, - известный "Робинзон". Переходим с ним на SSB и обмениваемся новостями.
Никак не удается связаться с моим QSL-менеджером Еленой (RV3ACA): на 20 метров то она меня не слышит, то я ее. Только 11 апреля удается провести QSO на 21 МГц, причем слышим друг друга с плюсами, наконец передаю привет в Рыбинск семье, сообщаю, что жив и здоров.
Прохождение в этом районе меня сильно поразило: на 160 метров громко слышны станции Океании, Южной и Северной Америки, но я так и не смог их дозваться.
Наступила Пасха и вся наша команда идет на о. Дачный в 4 километрах. Там находится захоронение Адмирала Ушакова. Даем салют из "Калашника", поминаем "горькой" и покрасневшие от ветра и мороза возвращаемся на заставу. Проходим мимо отвесных скалистых берегов Дачного, где летом собираются многочисленные птичьи базары, а сейчас только холодный камень и высокие снежные заносы.
12 апреля в 1GMT провожу последнее QSO с острова Средний с K9DX, упаковываю аппаратуру и сажусь в вертолет. Летим по маршруту Средний - мыс Арктический - подбаза. На Арктическом и подбазе по плану дозаправка топливом, а дальше - Ледовый в 100 км от полюса. Заправившись на Арктическом, пытаемся взлететь, но на одном из МИ-8 выходит из строя устройство запуска двигателя, ремонт займет около 6 часов. Пока экипаж ремонтирует, укрываемся от холода в избушке на мысе, последнем напоминании о земле и цивилизации. С мыса Арктический стартуют почти все пешие экспедиции на Северный Полюс, т.к. дрейф льда происходит постоянно, с этой долготы пешие экспедиции успевают достичь цели, не удрейфовав в западное полушарие. Достаю ккумулятор, снова распаковываю FT-840 и устанавливаю все тот же диполь на 20 метров. Как раз успеваю на трафик РАС. Брэкает DL6ZFG, провожу еще несколько QSO с европейскими и азиатскими станциями. Всего 13 QSO с острова Комсомолец.
Точки для строительства Ледовой базы на полюсе мы достигли только 13 вечером, основательно померзнув в остывших вертолетах на подбазе посреди Ледовитого океана на широте 85 градусов, собирая сброшенное нам на парашютах топливо. Видимость снова была очень плохая, топливо сбросили с большим разбросом, и мы сильно устали, подтаскивая бочки с керосином в одно место. Так или иначе, достигнув 89 параллели, подобрав льдину для аэродрома, разбиваем лагерь. Устанавливаем надувной модуль для туристов и экипажа и надувную палатку. Рассчитанная на 10 человек, палатка вместила 4 раскладушки и стол с моей аппаратурой. Из снега выпилили кирпичи и построили довольно комфортный туалет с крышей и "генераторный цех", где разместили 2 генератора "Geko" по 2,2 кВт каждый с двигателями "Honda". Устанавливаем дизельные печки с вентиляторами для обогрева палаток, через пять минут можно снять пуховики, согреться и почувствовать себя как дома.
Я развернул девятиметровую мачту, подключил диполь на служебные частоты и установил R5. Протянув сорокаметровые кабеля питания от генераторов, подключил FT-840 и усилитель. По GPS вычислил координаты - 88o 44'N и 105o 00'Е. Дрейф довольно сильный - 500 м/час на северо-запад. Первое QSO CW с UA4PW, затем VE7/T95A, W6JNX, JT1Y, RA9AB, UA4PA, K0YN. Время - 3Z. Эфир чистый, и станции зовут со всех сторон, хотя все они расположены от меня практически на юге - и Европа, и Азия, и Америка, и Австралия идут с одинаковой громкостью и одновременно. Но все же есть особенность - с какой стороны солнце, с той и станций больше.
R5 использовал как радиолюбительские часы. Поскольку солнце 24 часа ходит по кругу, нарисовал вокруг штыря круг и разбил на 24 части - получил 24 часовые солнечные часы. А нарисовав азимутальную карту - сразу получил указатель прохождения в противоположную от тени сторону. Пошутив в эфире про свои экзотические часы, получил от американцев совет - запатентовать идею (а от наших - послать видео в "Сам себе режиссер"). Служебная связь постоянно давала сбои, поэтому информацию передавал исключительно с помощью радиолюбителей. Всех, кто помогал не указать, практически все, к кому я обращался за помощью, никогда не отказывали.
Тем временем дела у нас по строительству эродрома ухудшились - все чаще стал ломаться трактор, пока окончательно не вышел из строя. Встал вопрос о переброске на соседний ледовый аэродром в 40 км, построенный Хатангой. На переговоры прилетел вертолет, а с ним и Миша UA3SDK/0, с которым мы встретились на о. Среднем. Пока руководство решало проблемы, мы с Михаилом разговаривали на радиолюбительские темы, обходили наш лагерь и фотографировались на память. Скоро вертолет улетел, а мы стали ждать ответа из Хатанги.
Природа внесла свои коррективы в обстановку - атмосферное давление упало, температура повысилась до -12o С, подул сильный ветер и начались подвижки льдов - торошение. Наша льдина выдержала прекрасно, а у соседей поломало пополам взлетную полосу - образовалась трещина 20 м в ширину. Хатангцы решили строить новую, а мы снова остались ждать, готовые к переброске. Я свернул все антенны, оставив только диполь на 20 м. Прохождение ухудшилось и два дня в эфире были слышны редкие сигналы радиостанций с хорошими антеннами и мощностью.
21 апреля получили добро на перемещение на новый ледовый аэродром Хатанги. Провожу последние QSO RV3MA/0. Среди них приятный сюрприз - QSO с P51BH - Марти, OH2BH, получившем редкую возможность работать из Северной Кореи. Впоследствии узнаю, что ему удалось провести менее 300 радиосвязей.
Из Мурманска вылетел первый самолет ИЛ-76 с группой парашютистов и топливом для вертолетов. Развернувшись и установив антенны на новом месте, определяю координаты - 89o 00'N и 113o 37'E. Начинаю работу новым позывным R3RRC/0. Первое QSO с Еленой (RV3ACA), затем Рольф (DL6ZFG), UA3BT, R1FJL, RA1CW. Прилетел технический рейс АН-74, который привез команду аквалангистов и дополнительное оборудование, в том числе снегоход "Skidoo" и спутниковый телефон, по которому я смог передавать привет с полюса родным и друзьям. Вечером узнаю, что Рольф уже отправил заявку на получение памятной плакетки с №1. Немного поработав SSB, иду в CW участок и на общий вызов собираю хороший pile-up - прохождение начинает улучшаться. Тем временем на географическом полюсе идет десантирование парашютистов, а американцы справляют свадьбу - все, как положено, со всеми соблюдениями церемонии.
23 апреля в 17:09 на 14.160 удается провести трансполярную радиосвязь Северный Полюс (R3RRC/0 и RV3MA/0) - Антарктида, станция Новолазаревская R1ANL, Николай. RS - 55/44. Уровень сигналов слабый, но разборчивость прекрасная. Получаю поздравления от присутствующих на частоте.
Вскоре я отправляюсь с группой аквалангистов на 90 градус. Подыскав подходящий разлом во льду в 4 км от географического полюса разворачиваем палатку, а вертолет улетает обратно на ледовый аэродром. На 12 часов остаемся одни на самой макушке планеты. Аквалангисты готовятся к погружению, а я стремлюсь поскорее выйти в эфир, установив диполь на 20 метров и подключив FT-840 к аккумулятору. Первое QSO провожу с Dali (K6UA). Координаты 89o 59'90''N и 84o 03'73''E. Тем временем идет погружение, и я с интересом наблюдаю. Вода очень прозрачная, и видны все движения аквалангистов даже на большом удалении. Американец запускает подводную видеокамеру, и на дисплее я вижу из-под воды нашу палатку и стоящих повсюду людей. Лед толщиной около 3 метров, а низ его в причудливых форм торосах, похожих на сталактиты различных оттенков сине-зеленого цвета с вкраплением воздушных пузырьков. А в это время нашу льдину несет в западное полушарие со скоростью 500 метров в час, и вскоре мы проходим под крики "УРА!" 90 градус. Успеваю сделать несколько фотографий на фоне GPS. Прекрасная память и доказательство покорения 90 параллели.
Программа погружений у аквалангистов закончилась, и вовремя - началось торошение льда. Разлом уменьшился с 25 метров до 5. В местах столкновения вздыбились торосы до 10 метров высотой, но все это происходило очень медленно и величественно, хотя навело определенную панику и страх. К счастью, вскоре торошение прекратилось, и нашу палатку, стоящую в 2 метрах от разлома не пришлось переносить в более безопасное место. Ожидая времени выхода н связь с вертолетом, отмечаем удачное авершение программы аквалангистов на полюсе. В 2 часа ночи по Гринвичу нас забирает вертолет уже из Западного полушария с территории Канады, куда мы удрейфовали на 6 километров. Возвратившись в лагерь, долго отсыпались, а днем 25 иду встречаю следующую группу баллонистов, готовых поднять на полюсе воздушные шары. Прохождение наладилось окончательно: в любое время суток на мой общий вызов отвечают одновременно все континенты. Провожу QSO по очереди с WA8TNO, EX2T, JA3CE, LA5WQ, E1HRF, HS0/EA6GIJ, ZL3RK, I1HYW, RA1QQ, VK3QI, N8DX и многими, многими другими.
Испанская группа привезла с собой для рекламы трансивер KENWOOD TS-570D, и не будучи радиолюбителями после переговоров передали его мне на время своего пребывания на полюсе. С удовольствием подключаю его к своим антеннами и благодаря тюнеру получаю дополнительный выигрыш по передаче.
Тем временем баллонисты подготовили оборудование и по очереди стали поднимать свои аэростаты в воздух. Зрелище очень красивое и величественное. Огромный шар, наполненный горячим воздухом,медленно поднимается в воздух, унося в гондоле 4 пилотов. Конечно, фотографирую наиболее интересные моменты. После завершения выполнения всех задуманных программ туристы отправляются через Мурманск в Москву, а мы, ожидая АН-74, потихоньку начинаем сворачивать лагерь. До самого последнего момента работаю в эфире, под конец собрав на 14.260 хороший pile-up. Аппаратный журнал заполнен полностью и приходится писать на полях. Вот они последние QSO - DF9DI, IZ0COK, F5PAC, IK0DWN, IK1IZB, UA2BD, RA1ZW. Как ни грустно, но экспедиция подошла к концу.
Прилетев в Мурманск в том, в чем были - в валенках, унтах, пуховиках и прочей теплой одежде, неуверенно ходим по уже зеленой траве и думаем: "Неужели под ногами земля?"
Перегрузив оборудование из АН-74 в ИЛ-76, размещаемся в гостинице, первый раз за 3 недели блаженно принимаем душ, обедаем и расслабляемся. Встретивший меня на аэродроме Александр, UA1ZAO, на своей машине везет меня в Мурманск, где проводит небольшую экскурсию по городу, я вкратце рассказываю ему о прошедшей экспедиции и своих впечатлениях. В 16:00 на ИЛ-76 вылетаю в Москву. Через 2 часа - посадка Жуковском. Вот мы и дома!
Итогом экспедиции стало проведение 2475 QSO с почти сотней стран по DXCC, в основном на 14 МГц.
Еще раз спасибо всем, поддерживавшим меня в этой полярной экспедиции, и особая благодарность: